Наше Поколение

Lock Литературно-художественный журнал
Вы сейчас находитесь в: Наше Поколение » Что надо знать начинающему писателю Лекция №2

Что надо знать начинающему писателю Лекция №2

Внутреннее содержание автора очень важно и по его глубине мы можем прогнозировать продолжительность писательского пути. Прошли времена, когда советская система общест-ва, выступала заказчиком писательского труда и сама же затем популяризировала писатель-ский труд. Десятками, а то сотнями тысяч выходили тиражи книг и литературных журналов. Сегодня писатель должен самостоятельно идти к читателю и предлагать те темы, которые востребованы обществом в целом и отдельным читателем. И вот тут, как раз и важно внут-реннее содержание автора. Если оно имеется, но очень невелико, то круг тем писателя огра-ничен, автор начинает повторяться и, как говорят, исписывается. В подобной ситуации ника-кая лекция или совет, или компьютер и даже учебник не помогут. Поможет лишь новое внутреннее обогащение, новые идеи, чувства, переживания, наблюдения. Еще два десятка лет назад, во времена советской системы, государство направляло писателей и поэтов на раз-личные комсомольские стройки, на целину, в экспедиции по тайге и океанам. И как резуль-тат рождался роман или цикл рассказов и очерков, или прилична подборка стихотворений. Подобные творческие командировки позволяли писателю обогатиться и посмотреть на мир масштабно. Увы, давно канули в лету подобные благоприятные для писателя времена. Сего-дняшний автор, зачастую, тонет в мелкотемье, самокопании, а то и самолюбовании. Зачас-тую молодые авторы совершенно не тянутся к познанию окружающего их мира, а избирают путь вымысла, погружаясь в придумывание каких-то, доходящих до абсурда, миров и чело-векоособей, но почему-то привычки их героев, поступки, эмоции – наши, земные. Кто-то упрекнёт меня – мол, а о чём писать? Обо всём уже давно всё написано! Даже добавлю от себя – о любви говорят столько, сколько существует человечество, но всё равно, с рождени-ем нового человека, можно не сомневаться и этот вновь родившийся будет говорить о любви. Итак, о чём же писать современному автору?
Отвечаю. Писать можно о чём угодно и обо всём на свете! Важно, чтобы внутренне со-держание писателя, его отношение к теме, толкование её и подход, были свежими, ориги-нальными и, добавлю – соответствовали времени писателя.
Как пример возьму произведения классиков – «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и «Война и мир» Владимира Владимировича Маяковского или «Кавказский пленник» Тол-стого и «Кавказский пленник» Александра Пушкина. В каждой паре произведений тема одна и та же, но представлена автором по-своему. Неодинаков будет и вывод, делаемый читателем после прочтения каждого из произведений.
«Для себя» никто никогда не пишет. Если человек садится за стол и берётся за ручку с желанием описать увиденный случай, пережитые потрясения или эмоции – это уже потреб-ность с кем-нибудь поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями, наконец. Нахо-дить общество для которого будут интересны мысли писателя – это значит иметь своего чи-тателя. Не каждый писатель-современник может похвастаться кругом своих читателей, и тем более обширным. И, тем не менее, для писателя это и есть первостепенная задача – идти к читателю, искать своего читателя, вести с ним диалог. Каждый автор должен помнить о важ-ности своей писательской миссии и вот в каком значении. Всегда можно найти читателя чи-тающего литературу для приятного времяпрепровождения и таких большинство. И очень хо-рошо! Но есть более серьёзный читатель, ищущий в литературе ответов на волнующие его вопросы, ищущий разрешений и выхода охватывающим его чувствам, ищущий освещения «вопиющих» фактов из жизни общества или конкретно взятой личности. Это особый чита-тель, мы писатели, в какой-то степени даже в ответе за такого читателя. Выбирая темы, и вынося своё мнение либо суждение о том или ином событии, писатель должен либо подкре-пить своё изложение фактически достоверным материалом либо его мнение должно быть ар-гументировано логически, чтобы читатель мог оппонировать. Всё это говорит о том, что те-мы писатель должен выбирать из жизни, развивать и развёртывать их на фактах близких к современному обществу.
Но вот тема писателем выбрана, всё постороннее, не относящееся к ней, отметено. Но, как развить и развернуть сюжет и в каком порядке повествовать выбранные сюжеты или со-бытия?
Вот об этом мы поговорим в следующих лекциях.

Пояснение: Идея, тема, сюжет, фабула – это неотделимые составляющие произведения. Фа-булой мы называем развитое содержание рассказа (факты, персонажи, происшествия и про-чее). Сюжет – способ изложения фабулы, но не смешать того и другого в повествовании не представляется возможным. Оговоренное деление сделано условно, для удобства разбора текста и изучения техники писательского изложения.

Что надо знать начинающему писателю

Начиная серию лекций для начинающих авторов, хочу оговориться – предлагаемый мною материал не является оригинальным. Я не ставил задачу сделать открытие в области теории и техники создания и построения произведения. Несомненно, некоторые идеи или сугубо личные приёмы, к которым я прибегаю при подготовке художественного произведения, и о которых я так же буду говорить, могут оказаться полезными начинающим авторам.
К решению подготовить серию небольших статей-лекций меня подтолкнуло множество во-просов, которые присылают на почту журнала начинающие авторы. В основном все вопросы связаны с просьбой посоветовать, как писать рассказ, стихотворение, дать оценку тому или иному произведению.
Я решил поделиться своей «кухней». В предлагаемом материале мною будут использоваться личные записи из дневников. Много советов взято из писем известных писателей, из литера-туроведческих статей, поэтому я не претендую на их авторство, но и изложу в своём виде-нии. Так же я сам для себя поставил задачу – излагать ёмко, коротко и доходчиво.
Есть ещё одна причина из-за которой я взялся за эту работу.
Недавно мне в руки попала книга выпущенная ещё в 1930 году издательством «Красная газе-та», г. Ленинград. Я внимательно прочитал эту книгу, и меня поразило вот что – идеи и даже примеры, которые опубликованы в этой книге я находил во многих современных учебниках и статьях по руководству начинающим авторам. Непонятно, почему же мои современники даже не удосужились хотя бы примеры подыскать свои?

Лекция №1

Как выбрать тему

Прежде всего – писать можно обо всём и о чём угодно. Приступая к написанию художе-ственного произведения писатель должен ответить на вопрос: имею ли я право отнять драгоценное время у читателя? Затем важно, чтобы отношение, толкование, подход к описываемой теме были свежими и оригинальными.
Утверждая – писать можно обо всём, о чём угодно, мы должны отметить существование тем, которыми очень легко заинтересовать читателя, и таких, которыми заинтересовать гораздо труднее. Есть темы издавна и постоянно волнующие человечество – это так называе-мые, вечные темы: любовь, смерть, религия, предательство, измена, порабощение и так далее. В зависимости от времени и социального развития общества то та, то другая темы приобретают особый интерес. Писатель должен следить за тем, какая тема на сегодняшний пе-риод волнует общество, интересует читателя в данный момент.
Бывают темы, которые на данном этапе развития общества, в данный исторический мо-мент приобретают интерес гораздо больший, чем вечные темы. Как пример, в настоящее время общество с пристальным вниманием следит проблемой пересадки органов. Многие СМИ постоянно поднимают вопросы, связанные с моральной и этической сторонами развития донорской медицины. Или, скажем, тема дележа малолетних детей родителями, тема гражданских браков и нагулянных детей. Но, каждый писатель может найти тему в своём городе, в своём окружении и волнующую многих его близких и знакомых людей и написать об этом. Темы, которые приобретают в определённую эпоху особый интерес, отнесём к актуальным темам. Хорошим примером отклика писателя на актуальную тему может послужить роман Льва Толстого «Анна Каренина». Роман писался в тот исторический период, когда было отменено крепостное право в России, дворяне получали огромные выплаты из казны за то, что давали вольную своим крестьянам. В общество хлынули огромные деньги, которыми сорили дворяне, обзаводясь содержанками из девиц разорившихся или обедневших дворян-ских родов.
Или роман «Дым» Ивана Тургенева, в котором писатель попробовал высказаться по поводу актуальности поднимаемой темы в те времена – развитие производства в обществе без рабовладельческих устоев.
Писателю необходимо отыскивать актуальные темы. Для этого он должен всё время на-ходиться в гуще социальных событий, среди самой жизни, следить и улавливать, какими вопросами интересуется общество, каким вопросам общество ищет ответы и их разрешения. Чтобы провести определённую идею в предлагаемом читателю произведении, чтобы зара-зить читателя каким-либо определённым чувством, писателю гораздо легче провести на та-кой фабуле, которая читателю близка, которая более всего ему интересна.
Примером из своего творчества приведу несколько произведений. Актуальные темы – тема чёрных копателей и поисковиков, которые отыскивают останки солдат погибших во время Великой отечественной войны – это рассказы «Зюзька» и «ППШ»; тема трагической судьбы в современном мире – рассказы «Лесник», «Дворник», «Макарова семья»; тема равнодушия общества – рассказ «Пелагия»; тема нагулянных детей – рассказ «В объятиях про-шлого»; вечная тема смерти – повесть «Свидетель».
И если в теме поисковиков и чёрных копателей я коснулся только морали, связанной с судьбой родственников ожидающих десятилетиями своих близких с фронта, то есть и ещё одна идея – мораль чёрных копателей.
Подытоживая вышесказанное – темы писатель должен брать из настоящей жизни, развивать и развёртывать их на фактах близких современному обществу и преподносить актуаль-ные темы свежо и оригинально.


 (голосов: 1)
 


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить если не виден код
Введите код:

 

Популярные статьи

Календарь новостей

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опрос на сайте

Друзья сайта

Moldove Photo Gallery